Формы и методы мышления.
Развитие мышления


 Общая теория взаимодействий

альтернатива квантовой механике 
и
теории относительности
  

 





Мышление - способность мыслить, анализировать и синтезировать. На современном этапе развития человеческой цивилизации нам присуща дискретная форма мышления.


Что я понимаю под дискретной формой мышления? Какой бы метод мышления мы не рассматривали: логическое мышление, образное или творческое, - мы всегда базируем свои рассуждения на противопоставлениях. Либо черное, либо белое. Мягкое или твердое, стихи - проза, равно - не равно, хорошо - плохо, да - нет.

Логика мышления строится на примитивном принципе выбора одного из двух вариантов. И даже то, что этот подход применяется многоступенчато, не может исправить его ущербности. Альтернатива такому подходу есть, и ниже мы обрисуем метод интегрального мышления, который, если Вы станете его применять, может радикально изменить как ваше мышление, так и общие подходы человечества к вопросам интеллектуального развития.

Выделим следующие формы мышления: творческое или креативное, ассоциативное или алгоритмическое, называемое также модельно-конструктивным, примитивное или шаблонное.

Из методов мышления, мы остановимся на критическом мышлении, составной частью которого является аналитическое, мифологическое мышление или параллельное, основанное на следовании в русле общих взглядов, подходов - соглашательское.


Для описания форм и методов мышления мы применим метод "исторического" наблюдения за развитием мышления человека, начиная с младенческого возраста и заканчивая преклонными годами. Мы понаблюдаем формирование логического мышления у детей, показывая некоторые ошибки присущие этому методу мышления. Далее мы обратим внимание на развитие мышления детей в современной общеобразовательной школе, и также подвергнем критике, неправильные и ненужные, на наш взгляд, формы использования мыслительных возможностей подростка.

Затем в сферу нашего рассмотрения попадёт выпускник вуза, впервые начинающий свою самостоятельную трудовую деятельность на каком-либо предприятии или даже открывающему собственное дело. И тут мы обнажим "дефекты" мышления, характерные для сотрудника фирмы, предприятия или учреждения.

В конце будет показана альтернатива или, проще говоря, новая форма мышления, названная нами интегральным мышлением. Итак, начнём.

Мышление детей основано на копировании, подражании, повторении за взрослыми. Стимулом для малыша служит похвала, одобрение, смех.

На данном этапе главная задача состоит в расширении круга внешних воздействий, направленных на весь спектр чувств ребёнка. Кроме того, необходимо показать ребёнку в игровой форме весь спектр ваших эмоциональных реакций на те или иные его действия.


Инструменты для развития мышления детей:


разговор, на различные темы с применением как можно большего числа слов, эпитетов, пословиц и поговорок, междометий. Варьирование речи с помощью пауз, темпа речи, громкости произнесения, длинны предложений. В более позднем возрасте (3-4 года) применение резких переходов от одной темы к другой, или наоборот, тщательный аналитический разбор какой-нибудь мелочи;
песни, даже если вы не умеете петь, пойте для ребёнка. Я, например, пою ему песни своего детства, Машину времени, Воскресенье, или современные Аварию, Иванушек. Причём иногда, я подпеваю песням на английском языке, который практически не знаю, звучащим из динамиков компьютера;

прогулки по новым местам, с обязательным рассмотрение чего-то нового (дерева, кустарника, дома или строения, трактора или автомобиля;
природных явлений - дождя, снега, инея, росы на траве, бегущей речной воды или горящего костра, валяющегося на дороге мусора, бутылок, пакетов;

животных и птиц, облаков, радуги или небесных светил, ветра, солнечных зайчиков или причудливых теней).


 Обращайте на это внимание ребенка, делая это с восторгом или изумлением, чтобы заинтересовать его. Расскажите все подробности, которые Вам известны об этом предмете или явлении. А когда в следующий раз окажетесь на этом месте, спросите ребёнка о том, что Вы ему рассказали в прошлый раз. Вы удивитесь, как быстро дети схватывают информацию, раскладывают её по полочкам, и практически безошибочно, можно сказать наизусть повторяют то, что Вы им сообщили раньше. Конечно, это получается не с первого раза, но со временем скорость и качество запоминания растут в геометрической прогрессии.


Дайте дома ребёнку послушать музыку различных стилей, начиная от классики и заканчивая тяжелым роком и репом. Неважно, что вам не нравится то или иное музыкальное направление, Вы делаете это не для себя, а для развития мышления вашего малыша. Позже, когда ребенку будет уже лет 6-8, это облегчит вам даже такие рутинные родительские задачи, как заставить его есть нелюбимую пищу. У него просто не будет нелюбимой пищи, так как "всеядность" его мышления, исподволь сделает всеядным и его физическое тело. Разум привыкнет к многообразию, и организм, подчиняясь разуму, захочет разнообразия в еде и для себя.

Телевизионное изображение или компьютерный монитор, также должны стать вашими союзниками в деле развития детского мышления. Ведь не секрет, что большую часть информации мы получаем глазами. Не приучайте ребёнка к одним и тем же передачам по ящику, или одним и тем же играм на компьютере. Пусть, проводя у экрана своё время, он также развивает мышление, как будто занимается на уроках. Определенное движение в этом направлении, проявляющееся в появлении на телевидении в последнее время развивающих, образовательных телевизионных передач, нужно только приветствовать и использовать.

Рассматривание иллюстраций в книгах или фотографий членов семьи в альбомах также развивает мышление ребёнка. Причём здесь проявляется фактор времени. Когда он рассматривает свои собственные фотографии, годичной давности или более, в его мозгу возникает толчок к развитию самоосознания. Он делает вывод о реальности своего собственного существования, причём не только сейчас, в настоящем, но и в прошлом. Самоосознание - это тот критерий, по которому можно судить о развитии человеческого интеллекта. А то ведь многие так и живут в настоящем, и только в одном лице, неспособные сделать небольшой шаг в сторону и посмотреть на себя или на существующую ситуацию со стороны.
Рисуйте, лепите, конструируйте - когда Ваш ребёнок станет чуть-чуть постарше.

Главным подспорьем для вас во всех перечисленных выше способах развития мышления детей должна стать ИГРА. Гуляете с ребёнком по парку. Спрячьтесь за ствол дерева и с удивлённым лицом выгляньте с другой стороны. Вашего плохое настроение, как и настроение ребёнка, улетучится тут же. И вам захочется смеяться и играть с ним, бегать друг за другом. Когда эмоциональный подъём будет достигнут, плавно переведите внимание ребёнка на муравья, божью коровку, листок дерева. И расскажите ему (или придумайте) историю из жизни муравьёв, белок, деревьев, травы и так далее (перечень смотрите выше). Эмоциональный подъём важен, он улучшает способности ребёнка к запоминанию.
Я часто наблюдаю картину, когда 5-6 мам сидят на лавочке, а их дети играют в песочнице или лазают по игровой площадке, предоставленные сами себе. Общение детей между собой конечно очень важно, но и тут важно внимание руководителя, которым должны выступать Вы. Предложите им совместную деятельность, и Вы дадите каждому из них шанс проявить свои лучшие качества. Кроме того, Вы подтолкнёте их к развитию коммуникации между собой, к разделению ролей в их маленьком коллективе. Думаете, что для того чтобы дети начали делать что-то совместно, нужны какие-нибудь подручные средства. Я на пляже, где кроме песка ничего нет, предлагал насыпать пирамиду. Затем с помощью камешков или ракушек, мы делали ступеньки на вершину этой горы, сверху водружали флаг победителя. И все веселились законченной работе и одержанной победе. Если дети хотели продолжения, то начинался новый этап. Возникали, откуда ни возьмись, самолёты (ладони каждого из детей) и они начинали разрушать построенную пирамиду, раскидывать ступени, в общем беситься. Один мальчик спустя три дня, снова увидев меня на пляже, без вопросов начинал приносить ракушки, предлагая снова заняться игрой. но я предлагал уже другой вариант.

Подведём итог. Для развития мышления ребёнка, вам надо расширить сферу "интересов" ребёнка. Пусть слушает, трогает, смотрит, нюхает, говорит, читает, лепит, рисует, смотрит телевизор, нажимает на клавиши инструментов, дергает за струны гитары. Пусть станет источником влияния на окружающий мир и приёмником воздействий этого мира на него. Чем шире будет спектр воздействий, тем гармоничнее будет мышление.

<

Как в три года ребёнок может выучить все буквы алфавита

Это небольшое отступление описывает реальный опыт обучения моего трёхлетнего сына буквам и цифрам.
По вечерам я достаточно много времени провожу за компьютером, развивая или изменяя общую теорию взаимодействий, создавая новые страницы. Маленький сын естественно мне в этом мешал, лез на коленки, отвлекал. В итоге я решил использовать его интерес к компьютеру для развития его мышления.
Я открыл пейнт (самую примитивную программу для рисования, которая есть в любом компе) и нарисовал букву О, то есть, два овала один в другом и залил промежуток красным цветом. Арсению я сказал:" это буква О".

Затем нарисовал букву П, составленную из трёх прямоугольников, и закрасил её синим цветом, объяснив мальчику, что это буква П. Букву Т нарисовать было ещё проще. Цвет был желтый или зеленый (на самом деле это не важно). Мы повторили все три буквы несколько раз (ребёнок просто повторял название буквы за мной) и закончили "занятие", сохранив рисунки. На следующий день повторили первые три буквы, при этом я менял цвет букв и выделив их передвигал по экрану. Потом мы нарисовали ещё три буквы, и изучили их. Через неделю мой сын знал уже больше 15 букв (напомню, что во всём алфавите их всего 33). А через месяц ежедневных 15-минутных занятий, практически все (за исключением твёрдого и мягкого знака), но включая Ё, Ц, Щ, Э (трудные для произношения или не сильно отличающиеся от похожих). Некоторые буквы требовали особого подхода, и не запоминались сразу. Тогда я показывал предметы или части тела, название которых начиналось с этой буквы (шея, рука, глазки (потребовались, чтобы описать различия между Е и Ё)).

Потом мы перешли к цифрам. Далее к фигурам - овал, квадрат, крестик, треугольник). А потом и к линиям: прямая, кривая, ломаная.

 цифра четыре цифра шесть

Затем я заменил, вернее, соединил изображение цифры и рисунок такого же количества одинаковых фигурок (кружочков, квадратиков, треугольничков). Потом убрал изображение цифры, оставив только количество фигурок. С помощью программы просмотра изображений (но можно и в пейнте) я поворачивал эти изображения по часовой. Количество фигурок естественно не изменялось, но для ребёнка это казалось, была уже новая картинка, и в начале он путался. Но очень быстро сориентировался и - это стало переходом в область изучения математики.



Теперь, я создаю галерею фотографий диких и домашних животных, мы рассматриваем фотографии, и я рассказываю всё что знаю. Далее, я планирую начать изучение словаря. Каждый день, или не каждый (на этом тоже не надо зацикливаться ) мы будем изучать три новых слова на одну букву. За вечер, я постараюсь применить это слово несколько десятков раз, подбирая к нему рифмы, или используя предложения, в которых это слово присутствует. Надеюсь, что такое упражнение разовьёт мышление ребёнка, увеличит его словарный, а, следовательно, и интеллектуальный запас. Ведь моя мечта быть и хорошим отцом, и богатым, а также разносторонним человеком.

 мой сын Арсений

Занятия длятся не более 12-15 минут, хотя ребёнок поначалу сопротивлялся их окончанию. Но я стал предупреждать его заранее, говорил:" сейчас повторим ещё три буквы и заканчиваем. В этом случае окончание "урока" проходило гладко.

Я постоянно меняю цвет букв, меняю прописные на заглавные, перемещаю фигурки в количественных рисунках. Этой часть методики развития мышления, ухода от стандартного, повторяющегося, рутинного изучения.

Скоро мы начнём пытаться составлять знакомые простые слова. А печатать, то есть выбирать необходимые буквы на клавиатуре компьютера, мой Арсений уже умеет, хотя вначале, глаза у него разбегались на таком большом количестве клавиш.



Корпоративные тренинги на развитие мышления


Тренинг №1. Короткий звонок (30 секунд) на постановку (формирование) задачи.

Требуется за 30 секунд поставить задачу другому человеку по телефону. Человек, получивший сообщение, имеет в распоряжении 5 минут на обдумывание всех нюансов поставленной задачи и должен поставить ту же самую задачу следующему работнику. Через 3-4 звена задача возвращается к первому, поставившему её. Сравниваются оба варианта.

Цель тренинга — научить сотрудников правильно, четко и конкретно ставить задачи, научить переформулировать полученную задачу, с той целью, чтобы передать её своими словами.
Цель тренинга - проверка внутриофисной коммуникации, и степени искажения информации при её передаче от руководства персоналу нижнего звена.


Тренинг №2. Применение предмета не по назначению.

Например, как можно использовать газету (известно более 23 вариантов, различающихся достаточно сильно. Например, поджечь, скрутить и использовать для битья насекомых, читать, использовать как веер, применить в качестве упаковки (обёртки), и т.д.)

Цель тренинга — развитие креативного мышления. Помогает при поиске нестандартных способов выхода из кризисных ситуаций или при принятии решений о диверсификации производства (торговли, сферы услуг)


Тренинг №3. Мозговой штурм пустоты (например, как увеличить скорость ветра на крыше).

Цель тренинга - развитие творческого мышления, расширение сферы интересов сотрудников, в области непосредственно не связанные с их профессиональными обязанностями. Если тренинг проводится в течении нескольких дней, то есть возможность заодно проверить способность работников к осуществлению информации с применением всех возможных средств (кроме интернета существует ещё как минимум 5 сфер, где можно раздобыть информацию).


Тренинг №4. Выбор одним глазом

Произвести выбор из нескольких (6) вариантов когда для каждого из вариантов не раскрыты некоторые критерии, влияющие на обоснованность выбора.
Цель тренинга — выявление сотрудников, способных принимать интуитивные решения, которые затем оказываются верными. В случае кризиса или цейтнота, Вы сможете попросить совета у этих сотрудников, и проанализировав полученную информацию, принимать более правильные решения.


 Тренинг №5.

Сядь на моё место, и докажи обратное.
Тренинг проводится следующим образом.
Начальник вызывает к себе своих непосредственных подчинённых и говорит о том, что он принимает определённое решение. Каждому из присутствующих предлагается обосновать противоположное решение, то есть доказать, что этого делать не надо.
 В том момент, когда эти аргументы будут излагаться, приглашаются сотрудники следующего по иерархии звена, то есть подчиненные подчинённых. Они не слышали выступления начальника, но должны возразить своим непосредственным начальникам, то есть, также аргументировать противоположную точку зрения (доказать, почему то, что предлагается, делать не нужно).
Когда они будут приводить свои аргументы, можно впустить сотрудников следующего звена, или, если таковых нет, придложить всем присутствующим, выдвигать (после окончания выступления) свои контраргументы.


Цель этого корпоративного тренинга - развить креативное мышление, научить сотрудников не бояться возражать начальству, доказывать свою точку зрения (а ведь она отличается от всех, по крайней мере потому, что они видят ситуацию со своей колокольни), креативно мыслить.

Давайте изменим этот мир к лучшему



 ©  Общая теория взаимодействий  -  все права защищены.
Rambler's Top100

     При использовании материалов, обязательна ссылка на http://www.b-i-o-n.ru/
Работает на: Amiro CMS